г. Омск, ул. Ленина, 23A+7 (3812) 31-47-47
 

Интервью директора Омского государственного историко-краеведческого музея П. П. Вибе журналу «Музей»

07.04.2015

Конкурс Российского Фонда культуры, по мнению его организаторов, открывает большие перспективы для развития музеев на основе концепции «нового краеведения». Однако каково отношение к заявленной позиции самих музейщиков? Для выяснения этого мы обратились к коллегам с просьбой ответить на несколько вопросов.

  • Как Вам кажется, оправдано ли появление термина «новое краеведение»?
  • Инициаторы конкурса поставили своей задачей создание в краеведческих и местных музеях экспозиций, адекватных современным вызовам и подходам к изучению локальной истории. Как Вы понимаете эти вызовы? В чем должны состоять новые подходы?
  • Обеспечены ли собранием Вашего музея требования «нового краеведения»? Есть ли в нем лакуны, какие именно?

Читатель увидит, что мнения специалистов разделились, но также заметит, что краеведческие музеи, кажется, переживают период перемен и «новое» уже становится действительностью.

 

Петр Вибе, директор Омского государственного историко-краеведческого музея:

– Признаюсь, меня первоначально несколько удивила такая постановка вопроса - новое краеведение». И первое, что пришло на ум, – слова французского литератора Жака Пеше: «Новое – это хорошо забытое старое». Объектами краеведения всегда были определенные локальные территории с их спецификой и люди, их населявшие. Тогда в чем же здесь новизна? И все же, в грантовой программе Российского Фонда культуры, как мне кажется, она присутствует. Прежде всего, эта новизна заключается в актуализации краеведения, в стремлении укрепить роль краеведческих музеев в жизни и развитии общества. Подобного внимания к себе региональные краеведческие музеи не ощущали давно, а может быть, и никогда. И если слова президента Российского Фонда культуры Н.С. Михалкова, министра культуры РФ В. Р. Мединского и других выступавших на презентации программы, а затем и на встрече с президентом В. В. Путиным будут реализованы, наши краеведческие музеи действительно ожидает «новая эра». Хочется в это верить!

Мы живем в непростое время глобальных перемен. Россия, оказавшись временно в изоляции, может выстоять только благодаря консолидации гражданского общества. В этом, на мой взгляд, заключается главный вызов нашего времени. И именно поэтому сейчас, как никогда, возрастает роль краеведения. Д. С. Лихачев неоднократно подчеркивал важность краеведения, причем не только в научном, познавательном, но и в воспитательном плане. Еще не так давно во многих экспозициях краеведческих музеев преобладали темы, связанные с показом «белых пятен» отечественной истории. Безусловно, это был важный и совершенно необходимый этап нашего развития. Но пришло время, когда, не забывая о трагедиях прошлого, необходимо вспомнить и о славных страницах нашей истории. А их было немало. И в этом смысле краеведение, основанное на любви к людям, живущим рядом, своей семье, «малой родине», является мощным средством воспитания не только патриотизма, но и чувства собственного достоинства, так необходимого сегодня и каждому гражданину в отдельности, и всему российскому сообществу в целом.

«Новое краеведение» в России должно окончательно сорвать негативную окраску с понятия «патриотизм». Важно также при создании новых экспозиций в краеведческих музеях стараться уходить от соблазна показать всю историю края в жесткой хронологической последовательности, как говорится, «от неолита до главлита». Это делает их похожими друг на друга как близнецов-братьев. Смысл же краеведческих экспозиций в том и заключается, чтобы акцентировать внимание наших посетителей на особенностях и специфике исторического развития края, но, естественно, в контексте общероссийской истории. Это очень важно сегодня, когда краеведение, по сути, вытеснено из школьного и вузовского образования.

Думаю, что у нашего музея с более чем 135-летней историей не должно быть проблем с отбором предметов для новой краеведческой экспозиции, которую мы сейчас создаем к 300-летию Омска. Лакуны, конечно же, есть, как и в любом другом музее. Ведь процесс накопления и осмысления музейных артефактов бесконечен и обусловлен задачами, которые стоят перед музеем. Скажем, сейчас, в связи с созданием нашего нового филиала «Дома-музея М. А. Ульянова» в Таре, мы активно и небезуспешно комплектуем его фонды.

//Источник: Журнал "Музей", №4, апрель 2015г.