г. Омск, ул. Ленина, 23A+7 (3812) 31-47-47
 

История одного предмета

Бронзовое зеркало с изображением двух карпов


Древнейшие бронзовые зеркала появились во втором тысячелетии до н. э. в цивилизациях древнего Востока. Первоначально эти бронзовые диски, имевшие с одной стороны отполированную поверхность, а с другой - символическое изображение, вероятно использовались в то время как сакральные обереги. Изготовление первых зеркал  было штучным. Со временем, к концу первого тысячелетия до н. э. зеркала из магических атрибутов превратились в бытовые предметы, что привело к их массовому производству. Лицевая часть выглядела как обычное зеркало, изготовленное из полированной бронзы.  Гладкая полировка позволяла увидеть в зеркале отражение людей и предметов. Обратная сторона украшалась различными иероглифами с пожеланиями удачи и здоровья или узорами. Этот заурядный с первого взгляда толстостенный предмет имел удивительную особенность, тайну которой долгие годы пытались разгадать европейцы. При попадании на гладкую лицевую поверхность зеркала луча света в отражении на стене или на предметах проявлялись узоры, покрывавшие заднюю стенку зеркала. Оно становилось прозрачным! Лишь спустя долгие годы исследований удалось восстановить тайну старых китайских мастеров. Для достижения такого эффекта на лицевой стороне зеркала повторяли орнамент, выпукло представленный сзади.
Затем выпуклые формы путем соскабливания и гравирования выравнивались, поверхность полировалась, покрывалась амальгамой. В итоге на поверхности оставались бугорки и изгибы, слишком незаметные, чтобы разглядеть их невооруженным взглядом. Эти изгибы в точности соответствовали узорам на задней стороне зеркала. При попадании на отполированную поверхность луча света все эти незначительные шероховатости занимали свое место в рисунке, проявлявшемся на стене. Подобных зеркал до настоящего времени сохранилось мало, и каждый подобный артефакт - настоящая жемчужина в музейной коллекции. В ОГИК музее хранятся несколько образцов восточных зеркал. Одно из них, диаметром 15 сантиметров, на оборотной стороне имеет изображение двух рыб, вероятно, карпов. В восточной традиции карп считался символом многочисленного потомства. Фигурки рыб по расположению напоминают знак «инь-ян», символизирующий гармонию. Таким образом, перед нами благопожелательное зеркало, сочетающее в себе бытовые и сакральные функции. Предмет относится к XI-XIII вв., времени постоянных политических переворотов и междоусобных войн в Китае. В фонды музея зеркало поступило из сборов действительных членов Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, на рубеже XIX - ХХ вв. неоднократно совершавших экспедиции в  Поднебесную империю.


Рубашка-панцирь азиатского воина.

 

Доспех знатного монгольского воина, хранящийся в нашем музее, представляет собой один из популярных типов доспехов. Это вооружение было распространено  в Передней и Средней Азии на протяжении XV-XIX вв. До настоящего времени сохранилось очень мало образцов такого типа вооружения. Доспех представлял собой панцирь с пластинчато-нашивной системой бронирования - «куяк» или «хуяг», в котором пластины приклепывались с внутренней стороны так, что постороннему зрителю были видны лишь ряды заклепок. Как правило, заклепки на пластинах располагались ровными сплошными рядами, но иногда, стремясь украсить панцирь, мастера группировали их в виде простых геометрических фигур: треугольников по 3 заклепки, ромбов по 4 заклепки, крестов по 5 заклепок и даже кругов. Такую систему крепления пластин фиксируют и данные иконографии и реальные археологические находки. Доспех, хранящийся в Омском краеведческом музее, представляет собой прямую рубашку с втачными рукавами. С внутренней стороны на полочках и спине закреплены металлические пластины размером 8,8х6,0 см., которые крепятся к ткани с помощью заклепок, выходящих на лицевую поверхность ткани. Впереди и сзади по доспеху идет обильная вышивка с орнаментом в виде драконов, выполненная шелковыми нитками желтого и синего цветов. Дракон в восточной, прежде всего в китайской традиции ассоциируется с водной стихией и относится к высшим божествам.
Предметы из Китая и Монголии имели широкое распространение среди первых поступлений музея. Это объяснялось как частотой поездок в этом направлении, так и яркой этничностью предметов, призванных поразить широкую публику. Данный доспех поступил в фонды музея Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества в конце XIX  - начале ХХ вв. Точное время поступления и личность сдатчика не известны.
В начале 2000-х гг. состоялась реставрация экспоната, позволившая продлить его жизнь и дать возможность новым поколениям посетителей музея увидеть его на выставках.

 


Веер Натальи Николаевны Ланской.

В фондах краеведческого музея хранится веер Натальи Николаевны Ланской. Изготовлен этот неизменный атрибут дамского гардероба первой половины XIX в. из кости, вырезан вручную. В сложенном состоянии уникальный артефакт совсем невелик – 21х3,5 см.
Традиция использования веера в качестве опахала для создания потока воздуха, пришла в Европу из Китая в начале XVII в. Со временем веер, помимо своей основной функции, приобрел и не менее значимую дополнительную, став орудием флирта, и активно используясь дамами в языке жестов. В XIX столетии на смену традиционным веерам из шелка и плотной бумаги, пришли опахала из страусиных перьев, надолго занявшие первое место как неизменный атрибут дамского бального наряда. Именно таким был веер, поступивший в коллекции музея. До настоящего времени сохранился только остов опахала в виде тринадцати пластинок из слоновой кости, на которых некогда крепились страусиные перья.
По сохранившейся устной легенде, веер был подарен вдовой великого поэта Натальей Николаевной Пушкиной-Ланской бабушке знаменитого исследователя, метеоритолога, поэта П. Л. Драверта.
Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863) через семь лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. Станислав Иванович Драверт, вятский руководитель канцелярии, коллежский асессор познакомился с Н. Н. Пушкиной-Ланской, когда она с мужем посетила Вятку (1855). Уезжая, Наталья Николаевна подарила жене Драверта — Анеле Андреевне (урожденной Токарской) страусиный веер, который, по словам Гончаровой, приобрел для нее А.С. Пушкин: «Благодарю за наслажденья, за грусть, за милые мученья...»
Веер хранился в семье Дравертов как величайшая реликвия, но со временем перья рассыпались, осталась только основа. По завещанию П.Л. Драверта, веер был передан в музей в 1946 г.

 

Вернуться в предыдущий раздел

Перейти в "Музей на диване"