г. Омск, ул. Ленина, 23A+7 (3812) 31-47-47
 

ПО "Полет"

Производственное объединение "Полет"

 


В годы Великой Отечественной войны в Омскую область было эвакуировано более 100 промышленных предприятий.

 

Производственное объединение «Полет» было образовано одним из первых на омской земле, на базе эвакуированного московского завода по производству самолетов № 81 (из Тушина) и московского завода опытного самолетостроения № 156, как самолётостроительный завод № 166. Первый эшелон доставил работников управления капитального строительства, отделов механики и главного энергетика завода № 81 с семьями и материальной частью в начале июля. Эшелоны с оборудованием стали пребывать в г. Омск 19 июля, последний эшелон завода № 156 прибыл 27 августа. 24 июля 1941 г. был издан приказ №1, согласно которому создавался единый государственный завод Народного Комиссара авиационной промышленности (НКАП) № 166. Именно этот день считается днем создания Производственного Объединения «Полет».

Первым директором объединенного завода был назначен первый Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский. Он прибыл вместе со своим заводом № 156 в город Омск и работал до сентября 1942 г. Последними в г. Омск прибыли часть коллектива авиационного завода № 288 из г. Кимры, а так же особое конструкторское бюро № 29 НКВД, в котором работали А. Н. Туполев и С. П. Королев. Королев в начале своей деятельности в Омске работал технологом в бригаде крыла, а позднее был назначен помощником начальника цеха по изготовлению фюзеляжа для 1-го серийного бомбардировщика «ТУ-2» авиазавода № 166. Летом 1943 г. С. П. Королев был переведен в Казань к главному конструктору В. Глушко.

Под промышленную площадку НКАП № 166 была отведена территория двух омских предприятий: строящегося самолеторемонтного завода и заводе имени Коминтерна. Чтобы они приобрели надлежащий вид, при котором оказалось возможным начать производство самолетов, пришлось произвести много строительных работ. К октябрю 1941 г. работали все цеха завода, за исключением части агрегатных цехов (цех крыла, оперения и отчасти центроплана), которые работали не полностью. С декабря 1941 г. завод выпускал фронтовой бомбардировщик, разработанный КБ А.Н. Туполева, официальное название ТУ-2 М-82. Первый головной серийный самолет ТУ-2 М-82 собрали в феврале 1942 г., первую серию закончили в апреле. Вместе с опытным 103В завод произвел 80 туполевских самолетов.

Самолеты ТУ-2 М-82 были сняты с производства на заводе № 166 согласно приказу НКАП № 763 от 10 октября 1942 г. В замену им данным приказом предписывалось поставить самолеты ЯК-9 М-105 ПФ. Один ТУ-2 по трудоемкости равнялся пяти машинам ЯК-9. Технология ЯК-9 была значительно проще технологии ТУ-2, в его конструкции широко применялось дерево, фанерная обшивка, перкаль. С января 1944 г. Состоялся переход от машины ЯК-9 М-105 ПФ на ЯК-9 М-107 А. Всего за 1942-1945 гг. на заводе № 166 было собрано 3800 самолетов. Наибольшее количество приходилось на машины ЯК-9 М-107А – 2203 единицы. Самолеты ЯК-9 были самыми массовыми истребителями советских Военно-воздушных Сил времен Великой Отечественной войны. В 1944 г.

Омский авиационный завод стал одним из передовых в отрасли: в январе присуждено 2 место по НКАП, в апреле – по итогам соцсоревнования за I квартал – переходящее Красное Знамя ГКО, которое удерживалось до июня. Коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1945 г. Орденами и медалями были награждены 321 работник завода и треста № 2.


 

 

Вернуться в предыдущий раздел

Вернуться в раздел "Одна история"

Вернуться в "МКВСО-Online"

Перейти в "Музей на диване"