«Железный капитан»
После поражения фашистов под Москвой гитлеровское командование 28 июня 1942 г. приступило к реализации плана «Блау» по захвату кавказских нефтяных месторождений в Грозном, Майкопе, Баку. С этой целью немецкая группа армий «Юг» разделилась на две части: группа армий «А» наступала непосредственно на Кавказ, а группа армий «B» прикрывала ее от удара советских войск с севера в районе г. Сталинграда.
Наступление группы армий «В» на Сталинград было обусловлено тем, что в нем находились запасы нефти, крайне необходимой для немецкой техники, и заводы по производству танков Т-34. Кроме того, город носил имя Иосифа Сталина, и его захват должен был заставить Красную армию пасть духом. Первый штурм самого Сталинграда состоялся уже 17 июля 1942 г.
Город расположен посредине донских степей в большой излучине реки Дон. Ровная, как стол, местность позволяла немецким танкам наступать, почти не встречая серьезного сопротивления. Рвущимся к Сталинграду танкам Вермахта советские войска могли противопоставить только противотанковые гранаты, бутылки с зажигательной смесью и противотанковые ружья.
В устье Дона сражался омич капитан Михаил Богданович – командир противотанкового истребительного дивизиона 112-й Стрелковой дивизии (сформирована в Новосибирской области). До войны он был преподавателем Омского пехотного училища. Когда началась Великая Отечественная война, Михаил Богданович занялся обучением бойцов 112-й Стрелковой дивизии военному искусству перед отправкой на фронт. Капитана М. Богдановича – худого, высокого, смуглого – до фронта солдаты недолюбливали за то, что во время учебы он часто будил их ночью по тревоге, поднимал на марш в трескучий мороз. Иной раз по три дня кряду вышагивали будущие бойцы с полной боевой выкладкой, спали на снегу, питались сухим пайком. Все считали капитана слишком придирчивым, называли его «железный капитан». Только попав на фронт, все парни поняли, что трудная подготовка к боям с фашистами под руководством такого требовательного «железного капитана» оказалась им же во благо.
12 августа 1942 г. противотанковый истребительный дивизион 112 СД Михаила Богдановича отражал танковую атаку врага. Сводка информбюро лаконично сообщала: «Подразделение капитана М. Богдановича в поединке с 60-ю танками противника, сожгло 22 из них». Наступающие немецкие танки были не просто остановлены, но и отброшена на этом участке на исходные позиции. К сожалению, сам Михаил Богданович тоже погиб на левом берегу Дона. В тот день была еще яростная бомбежка советских позиций с воздуха, капитан Михаил Богданович уступил свое место в окопе раненому солдату, и в тот самый момент рядом разорвалась бомба. Он был смертельно ранен осколком.
Хоронили капитана М. Богдановича ночью. После боя в кармане его гимнастерки выжившие солдаты нашли вот эту фотографию и прислали его жене в г. Омск. На обратной стороне фото написано: «Убит 12 августа 1942 г. Похоронен в д. Красный Дон, Сталинградской обл».
Окончательно захватить Сталинград фашистам и их союзникам так и не удалось. 19 ноября 1942 г. в ходе операции «Уран» немцы сами попали в кольцо окружения под Сталинградом, а 2 февраля 1943 г. фельдмаршал Ф. Паулюс согласился на капитуляцию перед советскими войсками. Победа в битве за Сталинград осталась за Красной армией, в чем есть неоспоримая заслуга омского «железного капитана».